Противодействие коррупции
- Противодействие коррупции в Спорте
- Памятка против коррупции в Здравоохранение
- Памятка против коррупции в Образование
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.
Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.
В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.
Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.
В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.
Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.
Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя.
Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:
- мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
- выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;
- участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
- оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);
- осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
- поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
- участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.
С учетом мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147, приоритетными направлениями надзора в сфере противодействия коррупции являются:
- соблюдение федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;
- соблюдение лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;
- соблюдение органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- соблюдение лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;
- соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.
Что нужно знать о коррупции
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» относит принятие мер, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.
Практика показывает, что цели предупреждения правонарушений, прежде всего, достигаются обучением граждан самостоятельному применению законов для защиты своих прав и отстаивания своих интересов.
Одной из основных задач действующего Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы является повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.
В этой связи Генеральная прокуратура Российской Федерации уделяет существенное внимание правовому воспитанию как основному элементу противодействия коррупции.
В данном разделе размещены материалы по вопросам повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан.
Военной прокуратурой Новочеркасского гарнизона в рамках месячника сплочения воинских коллективов и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а также недели и единого дня правовых знаний проведены во взаимодействии с командованием, военными следственными органами комплекс профилактических мероприятий по предупреждению среди военнослужащих преступлений насильственного характера.
Указанные мероприятия проведены в форме бесед, вечеров вопросов и ответов, круглых столов.
Офицерами военной прокуратуры Новочеркасского гарнизона в процессе выступлений обращено особое внимание вопросам предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и профилактическим мероприятиям, направленным на устранение нарушений законов и повышение уровня правовой информированности военнослужащих.
Также при проведении предупредительно - профилактических мероприятий отдельно отведено внимание на освещение вопросов, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций между военнослужащими и местным населением.
К проведению месячника привлекались все прокурорские работники военной прокуратуры Новочеркасского гарнизона, которыми охвачено 8 воинских частей, в том числе 3 неблагополучные по состоянию дисциплины и правопорядка воинские части: 22179, 91706 и 91714, всего на данных мероприятиях присутствовало более 600 военнослужащих, всех категорий.
Освещение каждого вопроса подкреплялось конкретными примерами, взятыми из опыта работы.
Вопрос: Я прохожу военную службу по контракту на «капитанской» должности, срок службы в воинском звании старшего лейтенанта истек, однако в штабе части мне сообщили, что представление к присвоению очередного воинского звания не направлялось, так как я имею дисциплинарное взыскание, правомерны ли действия командования и чем это предусмотрено.
Ответ: Вопросы присвоения военнослужащим воинских званий регламентированы Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237.
При этом Федеральным законом от 15.02.2016 № 20-ФЗ в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», в частности, в статью 47 (Присвоение воинских званий) внесены определенные изменения, вступившие в законную силу с 26.02.2016.
Так, согласно пункту 2 статьи 47 Закона в указанной редакции очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2.1 статьи 47 Закона определены случаи, при которых очередное воинское звание военнослужащему не присваивается.
В частности, в соответствии с подпунктами «в» и «е» пункта 2.1 статьи 47 Закона очередное офицерское воинское звание не присваивается в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка - до применения к нему дисциплинарного взыскания; до истечения срока, в течение которого он считается имеющим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, либо имеющим дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка.
Согласно пункту 2.3 статьи 47 Закона очередное воинское звание присваивается со дня снятия дисциплинарного взыскания.
При наличии дополнительных вопросов Вы можете обратиться в кадровый орган или в военную прокуратуру гарнизона по месту службы.
Вопрос: Я бывший военнослужащий внутренних войск МВД России по контракту. В период прохождения военной службы участвовал в боевых действиях в Чечне. После увольнения с военной службы обратился к командованию по вопросу оформления удостоверения ветерана боевых действий, однако мне указали, что такими вопросами уволенных с военной службы командование не занимается. Прошу разъяснить, куда мне можно обратиться и какие необходимы документы.
Ответ: В соответствии с положениями статей 3 и 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», вопросы оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим внутренних войск МВД России, в том числе гражданам, уволенным с военной службы из названых войск, регламентируются Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. № 282.
Согласно пункту 2.4. данной Инструкции, уволенным с военной службы из внутренних войск МВД России гражданам с правом на пенсию выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений.
Согласно пункту 2.5. Инструкции, уволенным без права на пенсию - через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по их месту жительства по соответствующим запросам этих кадровых подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и воинских формирований внутренних войск МВД России.
К подтверждающим документам согласно пунктам 3.2. и 3.3. Инструкции для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, относятся - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Таким образом, с учетом Вашего статуса и периода участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики, Вам необходимо обратиться в пенсионное или кадровое подразделение управления МВД России по субъекту, в котором Вы зарегистрированы либо состоите на пенсионном обеспечении, предоставив имеющиеся из вышеуказанного перечня документы.
Вопрос: Моему сыну летом исполнилось 18 лет, прошу разъяснить каким законом и какие предусмотрены основания для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу?
Ответ: Призыв граждан на военную службу регламентирован Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Призыв осуществляется на основании Указов президента российской Федерации. Решение о призыве гражданина может быть принято только после достижения им 18 лет.
Согласно статье 23 названного Закона от призыва на военную службу освобождаются в том числе граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Также право на освобождение от призыва имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень (присвоенную в соответствии с положениями Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»); являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Статьей 24 того же Закона определены основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
В частности, отсрочка предоставляется гражданам: признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года; занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка; имеющим двух и более детей; имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет; поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях; имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
Право на отсрочку от призыва также имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения указанными обучающимися возраста 20 лет; образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации получили среднее общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечни которых установлены приказами Минобрнауки России от 14.04.2015 № 402 и от 15.04.2016 № 418, - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратур; обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования; которым это право дано на основании Указов Президента Российской Федерации; успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации; получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;
При наличии дополнительных вопросов Вы можете обратиться в отдел военного комиссариата по месту жительства (постановки сына на воинский учет) или в соответствующую военную прокуратуру гарнизона.
Вопрос: Я военный пенсионер Вооруженных Сил Российской Федерации, прошу разъяснить каким образом, в каком размере и из каких денежных выплат рассчитывается моя пенсия за выслугу лет?
Ответ: Вопросы пенсионного обеспечения пенсионеров Вооруженных Сил Российской Федерации регламентированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с положениями статей 14 и 43 Закона пенсия за выслугу лет устанавливается за выслугу 20 лет в размере 50 процентов от денежного довольствия (суммы окладов по воинской должности и по воинскому званию, без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях, и ежемесячной надбавки за выслугу лет).
Указанное денежное довольствие при исчислении пенсии с 1 января 2012 года учитывается в размере 54 процентов и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Кроме того, за каждый год выслуги свыше 20 лет к расчетной сумме (50 процентам от денежного довольствия, учитываемого при назначении пенсии) прибавляется 3 процента указанных денежных сумм, но не более 85 процентов.
Например, при увольнении с военной службы на пенсию с воинской должности командира батальона и в воинском звании «подполковник», с выслугой 20 лет на пенсию, при исчислении пенсии за выслугу лет была бы учтена сумма оклада по указанной типовой воинской должности (24 000 руб.), оклада по воинскому званию (12 000 руб.) и ежемесячной надбавки за выслугу лет (30% оклада денежного содержания – 10 800 руб.), то есть 46 800 руб., из которых рассчитали бы 54% - 25 272 руб. С учетом выслуги 20 лет размер пенсии составил бы 50% от 25 272 руб. (12 636). С каждым годом нахождения на пенсии указанная расчетная сумма (25 272 руб.) увеличивается на 2% до достижения 100%.
Вопрос: Я работаю в воинской части в качестве гражданского персонала. Жилья по месту службы не имею. Поясните, положено ли мне какое-либо жилье в связи с работой в Вооруженных Силах Российской Федерации?
Ответ: Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.20145 № 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждена соответствующая Инструкция.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).
На территории Южного военного округа уполномоченным органом является Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные отделы.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии необходимо обратиться с заявлением (Приложение № 2 к Инструкции) в уполномоченный орган по месту службы, к которому приложить следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность лица гражданского персонала и совместно проживающих с ним членов его семьи (паспорта гражданина Российской Федерации и всех членов его семьи с отметками о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста);
- выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета по месту регистрации лица гражданского персонала и членов его семьи;
- сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений (Приложение № 3 к Инструкции):
- занимаемых по договорам социального найма лицом гражданского персонала и членами его семьи;
- занимаемых по договорам найма служебного жилого помещения членами семьи лица гражданского персонала;
- занимаемых по договорам найма жилого помещения в общежитии членами семьи лица гражданского персонала;
- принадлежащих на праве собственности лицу гражданского персонала и членам его семьи по месту прохождения службы (работы).
При наличии требуемого жилищного фонда и принятии положительного решения с лицом гражданского персонала заключается договор найма специализированного жилого помещения.
Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала.
При наличии дополнительных вопросов Вы можете обратиться в уполномоченный орган или военную прокуратуру гарнизонного звена по месту службы.
Вопрос: Я прохожу военную службу в Вооруженных Силах, выслуги более 15 лет «календарей», увольняюсь по состоянию здоровья. Признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Краснодаре. Захотел изменить место обеспечения жильем на г. Сочи, а мне в ЮРУЖО сказали, что если заменить, то будет положена только денежная субсидия, на сколько это законно?
Ответ: Вопросы жилищного обеспечения военнослужащих регламентированы как общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами, приведенными в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон).
Согласно статье 15 Закона военнослужащим Вооруженных Сил российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, то есть заключившими контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и при общей продолжительности военной службы 10 лет и более Министерством обороны Российской Федерации предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона обеспечение жилым помещением вышеуказанных категорий военнослужащих при перемене места жительства осуществляется Министерством обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Вместе с этим согласно пунктам 18 и 19 статьи 15 закону, введенным в действие Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ, право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему жилого помещения предоставляется ему один раз. Если военнослужащий изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, то ему предоставляется жилищная субсидия.
При вышеизложенных законоположениях жилищными органами Минобороны России Вам обосновано разъяснено, что при изменении ранее избранного постоянного места жительства - г. Краснодара на г. Сочи, Вы будете обеспечены только жилищной субсидией.
Вопрос: Я, военнослужащая по контракту внутренних войск МВД России и являюсь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. Мой муж также является военнослужащим по контракту, и ему по договору социального найма, в том числе и на меня, распределена квартира.
Прошу разъяснить, не утрачу ли я право на получение целевого жилищного займа после предоставления квартиры моему мужу?
Ответ: Из положений частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон) следует, что военнослужащие - участники НИС, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, собственниками жилых помещений или членами семей таких нанимателей и собственников, не вправе претендовать на выплаты предусмотренные пунктом 3 части 1 названной статьи Закона, при этом не ограничены в возможности реализации своих прав, как участников НИС, посредством формирования накоплений на именных накопительных счетах и последующего их использования, а также предоставления целевого жилищного займа.
Из положений статей 14 и 15 Закона следует, что предоставление целевого жилищного займа участнику НИС на указанных в них условиях является гражданско-правой сделкой с особыми условиями, стимулирующими военнослужащего к продолжению военной службы, а в случае досрочного увольнения, до возникновения оснований, предусмотренных статьей 10 Закона, уволившийся участник НИС обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом в погашение целевого жилищного займа денежные средства, а также и проценты по этому займу.
Буквальное толкование пункта 3 части 3 статьи 9 Закона, в своей правовой взаимосвязи с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», позволяет однозначно заключить, что обеспечение военнослужащего – участника НИС жилым помещением, в качестве члена семьи нанимателя – военнослужащего, получившего жилое помещение для постоянного проживания по договору социального найма за счет средств органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, не может служить основанием для исключения таково военнослужащего из реестра участников НИС, так как указанный способ обеспечения жильем установлен не нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, а указанные Федеральные законы не содержат ограничений и запретов на участие в НИС военнослужащих, являющихся собственниками жилья, его нанимателями по договору социального найма, а также членами семей таких собственников и нанимателей.
Вопрос: Я прохожу военную службу по контракту в Вооруженных Силах на территории Чеченской Республике, положены ли мне какие-либо дополнительные денежные выплаты или коэффициенты к денежному довольствию в этой связи?
Ответ: с 1 января 2012 г. денежное довольствие и отдельные выплаты военнослужащим, с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Согласно частям 24 и 25 статьи 2 данного Закона, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок, размеры и порядок применения которых установлены постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях».
Названым постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрено каких-либо коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих по контракту, проходящих военную службу на территории Чеченской Республики.
Вместе с этим такие гарантии установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», а также приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 10 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Согласно данным нормативным правовым актам военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее – специальные силы), а также военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее – силы Объединенной группировки), со дня зачисления в списки и по день исключения из списков личного состава воинской части, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью, а военнослужащим, не включенным в состав специальных сил или сил Объединенной группировки – в размере одного месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Вопрос: Помогите разобраться в данной ситуации: «Как вернуть подоходный налог за последние три года службы в Республике Абхазия, в соответствии с соглашением о создании военной базы в Абхазии от 2010 г. и Венской конвенцией о правовых сношениях от 1961 г.?». Сотрудники финансовой службы говорят, что военнослужащим не положено, только гражданскому персоналу положено, законно ли это? С чего начать поэтапно?
Ответ: Уважаемый Вячеслав, в соответствии со статьей 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия от 17 февраля 2010 г. (далее - Соглашение) объединенная российская военная база обладает статусом, предусмотренным Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. для дипломатических представительств.
Личному составу объединенной российской военной базы и членам их семей предоставляются привилегии и иммунитеты, предусмотренные в отношении административно-технического персонала дипломатического представительства в соответствии с названной Венской конвенцией.
Исходя из правового смысла пункта 2 статьи 37 и статей 34 и 39 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., во взаимосвязи со статьей 12 Соглашения, военнослужащие российской военной базы в Республике Абхазия и члены их семей освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных государства пребывания – Республики Абхазия, за исключением, перечисленных в статье 34 названной Венской конвенции.
Вышеуказанные международные правовые акты не регламентируют внутренние правоотношения Российской Федерации и военнослужащих российской военной базы в Республике Абхазия, связанные с исчислением и уплатой налогов на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Данные правоотношения регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, далее – НК РФ), в соответствии с пунктом 3 статьи 207 которого, независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, соответственно, в силу пункта 1 статьи 207 НК РФ являются налогоплательщиками НДФЛ.
В этой связи должностными лицами финансовых органов Минобороны России Вам обосновано разъяснено об отсутствии оснований для «возврата» Вам НДФЛ за последние три года.
Лица гражданского персонала (вольнонаемные) российской военной базы в Республике Абхазия в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 207 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ, как получающие доход за пределами Российской Федерации и не отнесенные к налоговым резидентам Российской Федерации, не являются налогоплательщиками НДФЛ Российской Федерации.
Вопрос: Я бывший военнослужащий внутренних войск МВД России по контракту. В период прохождения военной службы участвовал в боевых действиях в Чечне. После увольнения с военной службы обратился к командованию по вопросу оформления удостоверения ветерана боевых действий, однако мне указали, что такими вопросами уволенных с военной службы командование не занимается. Прошу разъяснить, куда мне можно обратиться и какие необходимы документы.
Ответ: В соответствии с положениями статей 3 и 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», вопросы оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим внутренних войск МВД России, в том числе гражданам, уволенным с военной службы из названых войск, регламентируются Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. № 282.
Согласно пункту 2.4. данной Инструкции, уволенным с военной службы из внутренних войск МВД России гражданам с правом на пенсию выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений.
Согласно пункту 2.5. Инструкции, уволенным без права на пенсию - через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по их месту жительства по соответствующим запросам этих кадровых подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и воинских формирований внутренних войск МВД России.
К подтверждающим документам согласно пунктам 3.2. и 3.3. Инструкции для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, относятся - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Таким образом, с учетом Вашего статуса и периода участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики, Вам необходимо обратиться в пенсионное или кадровое подразделение управления МВД России по субъекту, в котором Вы зарегистрированы либо состоите на пенсионном обеспечении, предоставив имеющиеся из вышеуказанного перечня документы.
Вопрос: Я прохожу военную службу по контракту на «капитанской» должности, срок службы в воинском звании старшего лейтенанта истек, однако в штабе части мне сообщили, что представление к присвоению очередного воинского звания не направлялось, так как я имею дисциплинарное взыскание, правомерны ли действия командования и чем это предусмотрено?
Ответ: Вопросы присвоения военнослужащим воинских званий регламентированы Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237.
При этом Федеральным законом от 15.02.2016 № 20-ФЗ в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», в частности, в статью 47 (Присвоение воинских званий) внесены определенные изменения, вступившие в законную силу с 26.02.2016.
Так, согласно пункту 2 статьи 47 Закона в указанной редакции очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2.1 статьи 47 Закона определены случаи, при которых очередное воинское звание военнослужащему не присваивается.
В частности, в соответствии с подпунктами «в» и «е» пункта 2.1 статьи 47 Закона очередное офицерское воинское звание не присваивается в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка - до применения к нему дисциплинарного взыскания; до истечения срока, в течение которого он считается имеющим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, либо имеющим дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка.
Согласно пункту 2.3 статьи 47 Закона очередное воинское звание присваивается со дня снятия дисциплинарного взыскания.
При наличии дополнительных вопросов Вы можете обратиться в кадровый орган или в военную прокуратуру гарнизона по месту службы.
Вопрос: Моему сыну летом исполнилось 18 лет, прошу разъяснить каким законом и какие предусмотрены основания для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу?
Ответ: Призыв граждан на военную службу регламентирован Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Призыв осуществляется на основании Указов президента российской Федерации. Решение о призыве гражданина может быть принято только после достижения им 18 лет.
Согласно статье 23 названного Закона от призыва на военную службу освобождаются в том числе граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Также право на освобождение от призыва имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень (присвоенную в соответствии с положениями Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»); являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Статьей 24 того же Закона определены основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
В частности, отсрочка предоставляется гражданам: признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года; занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка; имеющим двух и более детей; имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет; поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях; имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
Право на отсрочку от призыва также имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения указанными обучающимися возраста 20 лет; образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации получили среднее общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечни которых установлены приказами Минобрнауки России от 14.04.2015 № 402 и от 15.04.2016 № 418, - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратур; обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования; которым это право дано на основании Указов Президента Российской Федерации; успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации; получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;
При наличии дополнительных вопросов Вы можете обратиться в отдел военного комиссариата по месту жительства (постановки сына на воинский учет) или в соответствующую военную прокуратуру гарнизона.
Вопрос: Я военный пенсионер Вооруженных Сил Российской Федерации, прошу разъяснить каким образом, в каком размере и из каких денежных выплат рассчитывается моя пенсия за выслугу лет?
Ответ: Вопросы пенсионного обеспечения пенсионеров Вооруженных Сил Российской Федерации регламентированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с положениями статей 14 и 43 Закона пенсия за выслугу лет устанавливается за выслугу 20 лет в размере 50 процентов от денежного довольствия (суммы окладов по воинской должности и по воинскому званию, без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях, и ежемесячной надбавки за выслугу лет).
Указанное денежное довольствие при исчислении пенсии с 1 января 2012 года учитывается в размере 54 процентов и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Кроме того, за каждый год выслуги свыше 20 лет к расчетной сумме (50 процентам от денежного довольствия, учитываемого при назначении пенсии) прибавляется 3 процента указанных денежных сумм, но не более 85 процентов.
Например, при увольнении с военной службы на пенсию с воинской должности командира батальона и в воинском звании «подполковник», с выслугой 20 лет на пенсию, при исчислении пенсии за выслугу лет была бы учтена сумма оклада по указанной типовой воинской должности (24 000 руб.), оклада по воинскому званию (12 000 руб.) и ежемесячной надбавки за выслугу лет (30% оклада денежного содержания – 10 800 руб.), то есть 46 800 руб., из которых рассчитали бы 54% - 25 272 руб. С учетом выслуги 20 лет размер пенсии составил бы 50% от 25 272 руб. (12 636). С каждым годом нахождения на пенсии указанная расчетная сумма (25 272 руб.) увеличивается на 2% до достижения 100%.
Вопрос: Я работаю в воинской части в качестве гражданского персонала. Жилья по месту службы не имею. Поясните, положено ли мне какое-либо жилье в связи с работой в Вооруженных Силах Российской Федерации?
Ответ: Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.20145 № 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждена соответствующая Инструкция.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).
На территории Южного военного округа уполномоченным органом является Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные отделы.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии необходимо обратиться с заявлением (Приложение № 2 к Инструкции) в уполномоченный орган по месту службы, к которому приложить следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность лица гражданского персонала и совместно проживающих с ним членов его семьи (паспорта гражданина Российской Федерации и всех членов его семьи с отметками о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста);
- выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета по месту регистрации лица гражданского персонала и членов его семьи;
- сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений (Приложение № 3 к Инструкции):
- занимаемых по договорам социального найма лицом гражданского персонала и членами его семьи;
- занимаемых по договорам найма служебного жилого помещения членами семьи лица гражданского персонала;
- занимаемых по договорам найма жилого помещения в общежитии членами семьи лица гражданского персонала;
- принадлежащих на праве собственности лицу гражданского персонала и членам его семьи по месту прохождения службы (работы).
При наличии требуемого жилищного фонда и принятии положительного решения с лицом гражданского персонала заключается договор найма специализированного жилого помещения.
Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала.
При наличии дополнительных вопросов Вы можете обратиться в уполномоченный орган или военную прокуратуру гарнизонного звена по месту службы.
Вопрос: Я прохожу военную службу в Вооруженных Силах, выслуги более 15 лет «календарей», увольняюсь по состоянию здоровья. Признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Краснодаре. Захотел изменить место обеспечения жильем на г. Сочи, а мне в ЮРУЖО сказали, что если заменить, то будет положена только денежная субсидия, на сколько это законно?
Ответ: Вопросы жилищного обеспечения военнослужащих регламентированы как общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами, приведенными в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон).
Согласно статье 15 Закона военнослужащим Вооруженных Сил российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, то есть заключившими контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и при общей продолжительности военной службы 10 лет и более Министерством обороны Российской Федерации предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона обеспечение жилым помещением вышеуказанных категорий военнослужащих при перемене места жительства осуществляется Министерством обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Вместе с этим согласно пунктам 18 и 19 статьи 15 закону, введенным в действие Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ, право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему жилого помещения предоставляется ему один раз. Если военнослужащий изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, то ему предоставляется жилищная субсидия.
При вышеизложенных законоположениях жилищными органами Минобороны России Вам обосновано разъяснено, что при изменении ранее избранного постоянного места жительства - г. Краснодара на г. Сочи, Вы будете обеспечены только жилищной субсидией.